100 ЛЕТ ЖУРНАЛУ "РАБОТНИЦА". СОВЕТСКАЯ МОДА В "ГЛЯНЦЕ"

2014-10-04 22:43:02 Комментариев: 0

«Подумаешь, безликие тона и на одно лицо фасоны. Зато размеры разные».

В марте 2014 года одному из самых любимых женских журналов «Работница» исполнилось 100 лет! 

Этот журнал был очень востребован в Советских условиях. В ситуации, когда зарубежный глянец запрещали читать свободным советским гражданам, одеваться красиво очень хотелось, по крайней мере, модницам и модникам. Для удовлетворения таких «непонятных» стремлений, в Союзе инициировали создание журналов «Работница», «Крестьянка». Единственным «правильным» и «безопасным»журналом из дружеской Европы была признана  «Burda Moden»,  журнал преимущественно о вязании и другом рукоделии, однако и он появился на территории советского пространства только в 1987 году.

Миссией советских журналов было воспитание в наших женщинах понимания, что самое модное делают в СССР, и что каждой из нас доступна выкройка этого самого модного: платья, костюма... «Работница» была создана для городских жительниц,  для « модниц» эпохи урбанизации. Темы рубрик не должны были "отвлекать от общественно важных дел".

Контент журнала состоял из всевозможных интервью с «женщинами-передовиками» производства, со звездами эстрады, которые имели возможность гастролировать только в пределах стран СЭВ.

Знаменитая советская певица Анна Герман

Кроме проповедей о восстановлении послевоенной экономики и социалистической экспансии, около 10% журнала рассказывала о том, что женщина должна уметь вязать и шить, опираясь на достижения московского Дома моделей. 

Именно в Доме моделей разрабатывались основные модели одежды для  многочисленного советского народа. Талантливые дизайнеры, трудившиеся во имя Великой Родины, пытались пробиться сквозь железный занавес, уловить современные тенденции мира моды, которыми пользуются все дизайнеры мира;  однако такая роскошь не была им позволена.  Выкройки уникальных моделей, которые создавались в кабинетах «Дома», попадали на наши фабрики, где массово выпускались на весь Союз и ближайшее, дружественное, Зарубежье. Но с поправкой: ни материалов, ни фурнитуры, утвержденных в макетах дизайнеров, не производилось в Союзе. Кстати, с того момента мало что изменилось в Украине: большая часть тканей завозится из-за рубежа, где их делают более качественными, чем у нас, используя последние тренды в производственных мощностях и дизайне. 

В результате, после дизайнерских показов на наши прилавки попадала бесформенная и бесцветная одежда. Но у читательниц «Работницы» была возможность выделиться среди остальных работяг: ведь к журналу всегда прилагались выкройки, ради которых большая часть женщин и покупала журнал. Каждая работница могла смастерить себе платье, костюм, юбку, да что угодно, по выкройкам. Иногда к журналу прикреплялись схемы для вязальщиц. Такие хобби, как шитье и вязание особенно поощрялись в Союзе.

Вопросам модной пропаганды отводилось около 10% номера.
 
 
 
Периодически, где-то раз в сезон в журнале рассказывали о модных тенденциях, например, в виде интервью. Прошу обратить внимание на оформление подобного интервью с  главным художественным руководителем Дома моделей индпошива Министерства бытового обслуживания РСФСР Зейналовым Геннадием: 
 
Фотографий, тем более, качественных, было очень мало в модном журнале. Ведь на пленке также экономили. 
 
Советская пропаганда рассказывала о том, что на международных показах в Париже, Лондоне и даже в Нью-Йорке наши коллекции добивались серьезного успеха со стороны модных критиков и журналистов. Однако даже историк моды Александр Васильев заявляет, что это были лишь громкие слова. Исследовав иностранные журналы, он также утверждает, что внимание западноевропейской и американской прессы было иногда приковано лишь к талантам отдельных советских дизайнеров (например, такого уровня, как Вячеслав Зайцев или Татьяна Макеева). 
Вячеслав Зайцев.
 
Но самим дизайнерам категорически запрещалось любое общение с иностранцами. Попытка связаться с внешним миром каралась очень жестко. Использовались разные способы запугивания, вплоть до заключения в тюрьму родных провинившегося. 
 
Красота
Заметки о красоте периодически тоже появляются на страницах любимого журнала. 
Прически и стрижки были достаточно однотипны, они, как и одежда, преследовали одну цель: не отвлекаться от истинной цели: труда во имя Родины. Несколько типичных стрижек и бигуди – были лучшими достижениями парикмахерского искусства.

Стилисты по прическам не принимали участия в подготовке моделей на модные показы и фотосессии. Этим занимались сами модели.

А вот и советы по созданию эко-косметики.

Советские разработчики одежды мало внимания уделяли разнообразию моделей. Но важной составляющей индустрии стал акцент на качестве материалов, а точнее, на их натуральности. 

ГОСТами были предусмотрены только натуральные материалы для одежды, обуви, ингредиенты для создания косметики, продуктов питания. Например, политика Российской Федерации по поводу запрета продажи синтетических трусов повторяет опыт СССР. Любое белье должно было состоять из натуральных волокон (хлопок, вискоза, шелк). Забота о здоровье нации в обязательном порядке переносилась в советские «lifestyle» журналы. Рецепты и ГОСТЫ можно было найти и в «Работнице».

Журнал был основан в 1914 году по инициативе В. И. Ленина и существует до сих пор.  Роль журнала в сфере одежды для женщин СССР тяжело переоценить. Ведь это был один из немногих доступных источников моды в Союзе. 

Фото: журналы "Работница" 1958, 1967, 1974, 1984 (№3)

Комментарии (0) Изображения
100 ЛЕТ ЖУРНАЛУ "РАБОТНИЦА". СОВЕТСКАЯ МОДА В "ГЛЯНЦЕ"

Оставить комментарий

Ваше Имя:


Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо            Хорошо

Введите код, указанный на картинке: